Дизайн-студия Андрея Устюжанина
www.photodreamstudio.ru
ФОТО-САЙТ АНДРЕЯ УСТЮЖАНИНА
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, ТАТАРСТАН, РОССИЯ
ENGLISH (in progress)
Деревянные головоломки и игрушки
основные разделы нашего сайта
РЕПОРТАЖ * 3D ГРАФИКА * ЖИВОПИСЬ * ART-PHOTO * ЛИТЕРАТУРА * МУЛЬТИМЕДИА
ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО СУДОМОДЕЛИСТА:
ФОТО, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НЕ ТОЛЬКО...
кARTинки
ART-Photo

01.09.2013.
Крымская кругосветка
Репортаж об автобусном туре по Крыму в галерее "Крымская кругосветка"

Другие новости.
20 762 картинок:
 



ГИБКОСТЬ ТЕЛА И КРАСОТА ДУШИ

Лилии Элембаевой могут позавидовать многие челнинские девушки. Еще бы! С молодых лет - профессиональная сцена, зарубежные гастроли, внимание прессы, овации зрителей. Откуда на неё всё сразу свалилось?!

Нет, уважаемые, не сразу. Успеху предшествовали годы кропотливого труда. А начиналось всё так…

"ГУТТАПЕРЧЕВАЯ ДЕВОЧКА"

Когда в 1979 году в Челны приехал цирк, Роза Элембаева пошла на представление вместе со своей сестрой. Больше всего ей понравился номер с обручами, которые ловко крутила юная акробатка. Понравился настолько, что Роза подумала: "Вот бы девочку родить, и чтобы она у меня так же научилась с обручами управляться".

Видимо, это пожелание было услышано кем-то свыше - через два года, 11 ноября 81-го у Розы Идиатовны действительно родилась дочь. Мало того, все кто видел маленькую Лилию, в один голос утверждали: "Какая она у вас гибкая. Совсем без костей что ли родилась? Да из нее веревки вить можно! Обязательно отдайте ее в гимнастки…".

Так мечта мамы начала осуществляться. Но более реальное воплощение она обрела, когда Роза прочитала в газете объявление о наборе детишек в цирковую студию при ДК "Автозаводец". Лилии тогда было четыре с половиной года, а принимали с пяти, однако Элембаева все же решила рискнуть.

И правильно сделала! Руководителя студии не смутил возраст ребенка, и необычайная гибкость Лилии не осталась незамеченной. Наступили дни постоянных занятий, тренировок, репетиций.

МОЛЧУНЬЯ

Однажды произошел случай, о котором теперь Роза Идиатовна вспоминает с улыбкой. А тогда она не на шутку перепугалась. Обстоятельства сложились так, что Лилии пришлось сменить находившийся в относительной близости к их дому ДК "Автозаводец" на "Энергетик", расположенный, как известно, в поселке ГЭС. Теперь приходилось добираться через весь город, а у Розы Идиатовны не было времени сопровождать дочку. Поступали так: утром мама сажала девочку на автобус, а вечером забирала её из студии. Времена тогда были спокойные, и Элембаева не беспокоилась за ребенка.

Но заехав как-то вечером в "Энергетик", Роза Идиатовна не нашла свою дочь. Она, оказывается, в этот день вообще не появлялась на занятиях. Мама тут же бросилась набирать номера всех близлежащих отделов внутренних дел. Всё было напрасно. И лишь только слова дежурного УВД сняли камень с души женщины: "Да, сидит тут какая-то маленькая девочка в красном сарафанчике. Молчит, как партизанка, слова из нее не вытянешь!".

В пять лет Лилия не была особо разговорчивой девочкой, по её словам ей хватало общения с тренером. Когда в автобусе к ней подошла незнакомая тётя и стала расспрашивать кто она такая, откуда, куда едет, Лилия ничего не ответила. А "бдительная" тётенька, не долго думая, отвела её в УВД.

После этого случая руководитель цирковой студии ввела новшество: всем детям изготовили визиточки с фото, фамилией, именем, домашним адресом и обязали постоянно носить в кармане.

ВТОРОЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Выступать на самодеятельной сцене юная циркачка начала уже в шесть лет. Тогда же началась и её "профессиональная" карьера. Когда в городе гастролировал цирк "Бэби-буфф", Лилию пригласили в программу. Она изображала куклу, которую клоуны выносили на сцену, "заводили" ключом и она, "ожив", исполняла неподражаемый номер.

Когда девочка окончила первый класс, Роза Идиатовна узнала о том, что в 44-й школе образуется начальный класс с цирковым уклоном. Что же делать: отдавать Лилию туда - значит начинать всё сначала? Долго думали, потом решили - пусть! Правда, в последствии из затеи с профильным классом ничего не вышло, но это уже другая история…

Меж тем юная циркачка продолжала совершенствовать свое мастерство. И настолько приглянулась руководству города, что стала стипендиаткой фонда культуры мэрии. Заметили её и на отборе группы одаренных детей для выступления на Международном детском благотворительном фестивале в Питсбурге. Номер с хула-хупами включили в программу Российского детского цирка, с ним Элембаева и оказалась в мае 96-го на американском континенте. Возвращению с фестиваля сопутствовало благодарственное письмо.

В 15 лет по протекции чиновников из мэрии Лилию приняли на работу в концертно-творческое объединение "Чаллы" артисткой цирка первой категории. С окладом в 383 тысячи рублей. Не пугайтесь и не тряситесь от зависти, это ставка на февраль 1998 года…

ПАШТЕТ, БАТОН И МОЛОКО…

Учебу, однако, нужно было продолжать. Окончив экстерном 11 класс, Лилия в сопровождении мамы едет в Москву, поступать в Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева-Карандаша (ГУЦЭИ).

Абитуриентов селили в общежитие бесплатно. Едва обустроившись, Элембаевы пошли сдавать документы. Их встретили холодным душем: "Во-первых, почему вы приехали без предупреждения, к нам задолго записываются. Во-вторых, у вас не хватает двух весьма важных справок. Мы вообще не имеем права принимать ваши документы". Но, оглядев Лилию с ног до головы, секретарь приемной комиссии смягчилась: "Девочка многообещающего вида. Пусть готовится к первому туру, а вы, мамаша, быстренько езжайте домой и привезите недостающие бумаги".

Отборочные туры Лилия прошла как в тумане. Но помнит, что не было ничего особенного: смотрели на внешний вид, просили исполнить пару-тройку акробатических движений… В конце всех испытаний она написала сочинение на тему "Цирк в моей жизни".

Челнинскую "гуттаперчевую девочку" приняли.

Жизнь в общежитии в двухместной комнате, куда, бывало, заглядывали и крысы - сами понимаете, не сахар. Стипендия - 48 рублей в месяц.

- Колбаска паштета, батон, молоко - и неделю живешь, - вспоминает Лилия. Мама, конечно, помогала, навещая дочку как минимум два раза в год.

В каникулы Лилия по возможности ездила на гастроли: города России, Тунис, Италия… Об одной из таких поездок разговор особый.

"ТЫ ЗНАЕШЬ, КУДА ПОПАЛА?"

В перерыве между вторым и третьим курсом Лилии предложили выступать на Северном Кавказе. Назвали сумму гонорара, вполне приличную по тем временам. Элембаева согласилась.

Летели на военном самолете: журналистка плюс три девушки - танцовщица, вокалистка и Лилия, которая в этой группе представляла цирк. И всё! Видимо, организаторы посчитали, что этого состава будет вполне достаточно.

Когда прилетели, зашли в какое-то кафе перекусить. Подошел репортер с телеканала "РТР" и у них с Лилией состоялся следующий диалог:
- А ты знаешь, девочка, куда ты приехала?
- Да, на Северный Кавказ…
- А знаешь, что это за город?
- ???
- Владикавказ! Поняла теперь? Догадываешься, куда дальше поедем? В Аргунское ущелье, будете выступать перед нашими бойцами.
Лилия только пожала плечами: что ж теперь делать-то, пугаться уже поздно - прилетели, так прилетели!
Своё мастерство девушки демонстрировали в полевых условиях под мелким дождем на грязном кузове "КамАЗа" с откинутыми бортами. Сюжет попал в программу "Армейский магазин" Первого канала.

ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Отучившись в ГУЦЭИ четыре года, Элембаева получила диплом и задумалась: а что же дальше? Перспектива работать под крылом Росгосцирка не прельщала - куда пошлют на гастроли, туда и едешь. Что соберешь за выступление, то и твоё, за исключением сорока процентов, которые уходили начальству. Из этой кабалы пытались вырваться все, кто только мог, и Лилии, понятное дело, туда не хотелось.

Подвернулась пятинедельная работа в Южной Корее - вместо одной девочки, которая не смогла поехать на гастроли. А затем повезло: импресарио выслал фото нескольких девушек (в том числе и Лилино) в адрес итальянского цирка-шапито "Америкэн". Девушки понравились, их пригласили. Правда, работа была не совсем по профилю - танцевать в балете, но Элембаеву это не смутило. В Италию она вылетела вместе с артистками из Уфы, Воронежа и других городов, не забыв перед этим на пару недель заглянуть в родной город.

И ЛИШЬ ОДИН АМЕРИКАНЕЦ…

Контракт с "Америкэн" подписывал импресарио, на руки артисты получили лишь так называемые "Условия" в которые входили весьма любопытные пункты. Например, не есть чеснок и лук (итальянцы не любят, когда от человека пахнет этими овощами, хотя и предпочитают острую пищу). Или не стричь волосы и кардинально их не перекрашивать. Или не беременеть до окончания контракта…

"Америкэн", как уже говорилось, - огромный цирк-шапито на три манежа, постоянно гастролирующий по Италии и смежным странам. Программа построена в основном на животных (одних слонов в этом цирке двенадцать!). Основной костяк - итальянская семья Тони, у членов которой все ключевые посты и роли. Балет и гимнасты - русские. Акробаты из Болгарии. Рабочие из Румынии и Венгрии. Самое смешное, что в цирке "Америкэн" всего один американец - клоун Эндрю.

Платили в евро. Лилия получала около 1.200 в месяц. Эти деньги уходили в основном на еду, которую она готовила сама (хотя в цирковой столовке и бесплатно, но не всегда вкусно), на сувениры, на музеи и на связь с домом. За полтора года удалось побывать в Словении, Бельгии, на фестивале в Гренобле… Жесткий гастрольный график не оставлял времени любоваться красотами европейских городов, а отпуск можно было получить только… через полтора года, по окончании контракта. Как призналась Лилия, всё это напоминало ей фильм "День сурка" - раз за разом одно и тоже.

Некое разнообразие появилось тогда, когда Флавио Тони, сын основателя Эниса Тони, не предложил Элембаевой трюк, который раньше исполняла его жена. В конце номера со слонами Лилия, стоя на руках на голове одного из них, совершает круг по арене. Сначала девушка делала этот номер с лонжей (специальным страховочным тросиком), но потом, пообвыкнув, отказалась от страховки.

"ДЕНЬ СУРКА"

Жилье рядовых артистов "Америкэн" нельзя было назвать комфортным. Представьте себе сцепку из двух автовагончиков, каждый из которых в свою очередь разделен на четыре помещения размером 2х3 метра, имеющие отдельный вход. В семи из этих клетушек живут люди - по два человека. В восьмой - душ и туалет.

В жилой кабинке только двухъярусная кровать, откидной столик, шкафчик и раковина. Для всего прочего просто нет места. Правда, девушки умудрялись впихивать в помещение небольшие холодильники, купленные за свой счет, телевизоры, видео и DVD (нужно же было чем-то скрашивать редкие минуты отдыха).

Обычно день Элембаевой проходил по следующему распорядку. Подъем, приготовление легкого завтрака с последующим его поглощением. С 11 до 12 дня - репетиция, затем обед: яичница, перчик, сосиски. После обеда - час на макияж. В два пополудни Лилия уже должна быть на подиуме бара, танцевать в небольшом шоу с участием клоуна Эндрю. Это такая своеобразная "замануха" на основное представление, которое начинается в три и длится более двух с половиной часов. А в шесть - ещё одно столь же продолжительное представление.

В девять вечера между артистами идет соревнование: кто раньше успеет в душ. На ужин можно позволить себе и макароны, а если уж совсем нет сил готовить - прогуляться до китайского ресторанчика.

И так практически всегда. Чем не "День сурка"?
Однако в этой суматохе Лилия не забывала о родных. В декабре прошлого года она прислала маме кругленькую сумму в евро, на которую та купила путевку в Италию. Роза Идиатовна посетила Венецию, Флоренцию, Пизу и встретилась с дочерью в Риме, где посмотрела два её выступления.

БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ ПАПЫ

Рим - "caputi mundi", глава мира, как говорили в античные времена - это не только Капитолий, Колизей, Тибр, вилла Боргезе, Аппиева дорога. Рим это ещё и Ватикан с собором святого Петра, Сикстинской капеллой, музеями Пио-Клементино и папским дворцом. В последнем Лилии Элембаевой удалось побывать.

Случилось это 7 января 2004 года, аккурат на христианское Рождество. Вообще-то артисты "Америкэн" и раньше собирались в Ватикан, но вот аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла II удалось добиться лишь на этот раз. Естественно, все надели самые лучшие свои костюмы.

В большом зале было несколько делегаций из разных стран. Все приветствовали главу католической церкви по-своему: например, детский хор исполнил специально подготовленную песню. Папа, владеющий многими языками, старался ответить всем. Не стал он противиться и коллективной съемке. И тут получилось так, что Лилия Элембаева оказалась рядом с Иоанном. Мало того, Папа, как бы благословляя девушку, возложил ей на голову свою руку.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Профессиональный путь цирковых артистов нельзя назвать очень долгим. Такова специфика жанра. Кто-то уходит с манежа на тренерскую работу, кому-то удаётся найти в этой жизни другую дорогу… Элембаева не любит загадывать на будущее. Она верит, что всё в итоге сложится хорошо.

Два года тому назад на праздновании своего дня рождения Лилия познакомилась с танцором балета Никитой. С того времени они всегда вместе. Недавно внесли первый взнос на квартиру, которая, скорее всего, будет находиться в Краснодаре, где живут родители молодого человека.

А пока - тренировки, репетиции, гастроли. И радостное осознание того, что ты на своем месте.

Андрей Фокс
FF-777@yandex.ru


ДРУГИЕ ТЕКСТЫ






TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов         Фотобизнес и фотоискусство в России и СНГ - fotoinfo.ru     Рейтинг Сайтов НОВОСЕЛ.РУ

ТОП Фотосайтов     Республика Татарстан - Каталог сайтов     Tatarstan.Net - все сайты Татарстана    

        Находится в каталоге Апорт     Яндекс цитирования

        Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет