Дизайн-студия Андрея Устюжанина
www.photodreamstudio.ru
ФОТО-САЙТ АНДРЕЯ УСТЮЖАНИНА
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, ТАТАРСТАН, РОССИЯ
ENGLISH (in progress)
Деревянные головоломки и игрушки
основные разделы нашего сайта
РЕПОРТАЖ * 3D ГРАФИКА * ЖИВОПИСЬ * ART-PHOTO * ЛИТЕРАТУРА * МУЛЬТИМЕДИА
ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО СУДОМОДЕЛИСТА:
ФОТО, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НЕ ТОЛЬКО...
кARTинки
ART-Photo

01.09.2013.
Крымская кругосветка
Репортаж об автобусном туре по Крыму в галерее "Крымская кругосветка"

Другие новости.
20 762 картинок:
 



Из книги "Все о Набережных Челнах… и немного больше"

История города Набережные Челны

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ... Название этого города хорошо известно любому жителю страны и даже за пределами нашей страны. Оно ассоциируется, прежде всего, с КамАЗом ? огромным автозаводом и выпускаемой им продукцией. Однако история Набережных Челнов началась задолго до того, как в фундамент автозавода был заложен первый камень.

Век XVII

Сведения о времени и обстоятельствах основания Набережных Челнов содержатся как в исторических исследованиях XIX века, так и в трудах современных ученых. Все они использовали в качестве источников ряд документов, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в городе Москва.

В нескольких из них указывается точная дата основания Набережных Челнов ? 1626 год. Именно в этом году в дворцовом селе Елабуге образовалась община из "новых крестьян елабужан" во главе с крестьянином Федором Нифонтьевичем (в другом документе Никантьевичем) Поповым.

О прежних поселениях, возможно существовавших на месте Набережных Челнов, документы не упоминают. Это говорит, по крайней мере, о том, что крупных поселений (древнего города или крепости) здесь не было. Не осталось никаких следов и от существовавших здесь ранее булгарских селищ. Поселение, основанное в 1626 году (скорее всего весной этого года) елабужскими крестьянами на реке Чалне, первоначально носило название Чалнинский починок. Он имел как бы главенствующее значение по отношению к другим деревням и починкам, возникшим почти одновременно в ближайших окрестностях. Место было выбрано удобное, возвышенные берега не затапливались Камой даже в самые сильные разливы. Небольшие речки (Челнинка, Шильна и Мелекес) обеспечивали чистой питьевой водой жителей, которые строили на них водяные мельницы.

В 1647 году в пределах будущей Уфимской губернии была произведена перепись. Согласно ее данным, там насчитывалось уже 74 селения ? дворцовых, монастырских, помещичьих. В них было 688 дворов с 282 жителями мужского пола. Таким образом, вокруг Челнинского починка сформировалась целая группа поселений, в том числе деревня Бережная, Орловка, Мироновка, Шильна (Новый Усад) и даже починок монастыря Пречистая Богородица Казанская.

Но в XVII веке Закамье не было столь густо населено, как казалось бы. Во-первых, употреблявшееся тогда в документах название "селение", "деревня" не совсем соответствуют нашему привычному представлению о них. Это были скорее хутора, часто состоявшие из 1 -3 дворов и принадлежавшие одному семейству. Семейства эти постепенно разрастались, некоторые члены его выделялись, строили свои дворы, хутора, таким образом, разрастались в починки, деревни, села.

А во-вторых, население Закамья, как уже говорилось, страдало от набегов кочевников. Именно поэтому в 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича на реке Чалне при впадении ее в Каму в короткие сроки был построен казацкий укрепленный городок. Крепость стала носить название Чалнинский городок. Каких-либо сведений о военных столкновениях в районе крепости, о применении оружия не обнаружено. Просуществовал Челнинский городок не долго, с построением Закамской укрепленной черты (в 1655 году), он лишился своего оборонительного значения и, как считается, был переведен в Заинск. Перепись 1647 года была проведена и в Челнинском починке, осуществили ее Леонтий Яковлевич Высоцкий и подьячий Кузьма Львов.

В целом перепись 1647 года носила еще предварительный, неполный характер и составлялась по сведениям самих крестьян. Серьезное изучение положения челнинских крестьян было проведено лишь в начале 50-х годов XVII века.

Век XVIII

В XVIII веке не только сохранилось, но и значительно усилилось проникновение за Каму людей разных национальностей. В силу этого малонаселенный прежде край стал приобретать все более обжитой характер.

Как бы там ни было, ближайшее к Челнам левобережье Камы было довольно густо заселено, и бесхозных, пустующих земель здесь в начале XVIII века уже не было.

Ну а что же Челны? Я уже останавливалась на том факте, что их основала община елабужских крестьян. Однако некоторые обстоятельства позволяют предположить, что древней родиной первых челнинских жителей был Новгород Великий. По крайней мере, еще в XIX веке жители Челнов помнили и передавали по наследству устные предания о своем новгородском происхождении, сохраняли особый языковой диалект. Да и в реальной жизни челнинцам была свойственна широта натуры и буйство характера, которыми отличались и древние новгородцы, особенно ушкуйники.

Век XIX

Развитие пароходства представляет интерес, прежде всего в связи с тем, что оно способствовало появлению и развитию челнинской пристани, а через нее ? повышению торгово-экономического значения самих Бережных Челнов. Точная дата основания пристани нам не известна. По крайней мере, в описании дат Мензелинского уезда за 1800 год о ней еще не упоминается. А вот документ, датированный 1842 годом, уже называет Челнинскую пристань в качестве одной из крупнейших пристаней Нижней Камы. Этому способствовало выгодное географическое положение самих Челнов, а также удобное место для захода судов в устье речки Челнинки.

В середине XIX века Челнинская пристань была еще совсем не благоустроена. Однако эти неудобства компенсировались её выгодным положением, поэтому все больше купцов связывали с пристанью свои интересы. Развитие торговли дало толчок процветанию самих Челнов, постепенно превращавшихся в крупный торговый центр Нижней Камы.

Оба села ? Бережные и Мысовые Челны, расстояние между которыми было чуть более полукилометра, ? постепенно увеличивались и благоустраивались. В шестидесятые годы XIX века здесь насчитывалось около 5010 дворов, имелись две каменные церкви, два училища, обширная базарная площадь с корпусом торговых лавок. Местность позволяла неограниченно расширять поселения.

В Челны Уфимский губернатор предлагал перенести административный центр уезда, оставив Мензелинск в качестве заштатного города.
По замыслу властей, это сказалось бы приятно на развитии как всего Прикамского региона, так и самих Челнов, так как придание им статуса города усилило бы внимание губернских властей к их нуждам, увеличило объем финансирования и, соответственно, улучшило бытовые условия жителей. Губернатор был настолько уверен в успехе предполагавшегося мероприятия, что предрекал через 20 - 30 лет иметь на месте Челнов город, по численности населения, благоустройству и торговому значению сравнимый с Самарой, тогдашним центром соседней губернии, или с Саратовом.

Поскольку торговцы все равно приезжали через Челны, то, по мысли губернатора, и перенесение самой ярмарки из Мензелинска в Челны не повлекло бы её упадка, а напротив, облегчило и усилило бы прилив торгового движения в этот регион. Для самих Челнов это было бы чрезвычайно полезно, так как немалые доходы от ярмарки существенно пополнили бы казну, укрепили экономическую самостоятельность города, создали предпосылки для образования на Каме богатого и оживленного города, центра местного и регионального торгово-промышленного региона.

Главных владельцев собственности в Челнах было три ? сельские крестьянские общества Орловки, Мысовых и Бережных Челнов, Департамент Уделов Министерства Императорского Двора и Министерство Государственных Имуществ. Никто из них в принципе не был против преобразования Челнов в уездный город, даже наоборот. Но и поступиться ради этого своими имущественными интересами никто не желал.

Уфимский губернатор С.П.Ушаков был сменён в 1873 году на своём посту И.Ф. Щербатским, который, наверное, не был столь горячим сторонником преобразования Челнов в уездный город. Сами Челны в 1869 году сильно пострадали от пожара, и это дало лишний повод некоторым чиновникам возражать против повышения их статуса и перенесения туда ярмарки.

Как бы там не было, Челны уездным городом не стали. А жаль. Ведь поворот в их истории мог начаться уже тогда.
К концу XIX века Набережные Челны окончательно сформировались в качестве одного из крупнейших центров хлебной торговли в Нижнем Прикамье. Это во многом определило, и облик села, и род занятий местных жителей, и степень их благосостояния.

Век XX

Экономическое развитие нашего края в первые полтора десятилетия XX века, находилось на подъеме. Росли количественные показатели, происходили (хотя, может быть, и не так быстро) качественные сдвиги ? интенсификация труда, индустриализация экономики в целом.

27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании Татарской автономной республики. В торжественной обстановке 25 июня 1920 года власть была передана Временному революционному комитету ТАССР. До конца 1920 года завершилось формирование всех структур республиканской власти.

После образования республики на ее территории вместо уездов вновь была введена кантонная система административного деления, существовавшая в Уфимской губернии, в частности, до 60-х годов XIX века. Мензелинский кантон был разделен на два: из него выделили Челнинский кантон, куда вошло 18 волостей из 33, входивших ранее в Мензелинский уезд.

Центром Челнинского кантона стало село Набережные Челны, которое в связи с выросшими административными функциями в 1922 году было даже преобразовано в город. В эти же годы село Мысовые Челны было переименовано в Красные Челны (в честь его уроженцев, отличившихся в годы революции и Гражданской войны). Окончательно Набережные и Мысовые Челны превратились в единое городское поселение только в 1930 году. Кантоны просуществовали в республике до 1930 года, когда они были заменены на районы.

В вышеизложенном мною тексте была описана история Нижнего Прикамья в районе ныне находящегося города Набережные Челны. Далее будет описана история города Набережные Челны.

Если еще в 30-50 гг. XX века Набережные Челны малоизвестный провинциальный городок, то со второй половины 50-х годов город разрастается и начинается бурное промышленное развитие Нижнего Прикамья, строительство крупных промышленных объектов.

В 1958 году ? началось строительство Набережночелнинского завода ячеистых бетонов, который в скором будущем станет знаменитым ЗЯБом, производителем легкого ячеистого бетона, "вспученного" особыми порообразователями. По сути, это был эксперимент в особо крупных масштабах по производству экономичных видов бетона.

Город Набережные Челны вовлекается в сферу обслуживания нефтедобывающих районов ТАССР. Строится Челнинский водозабор и один из крупнейших в нашей стране. Для доставки грузов, прибывающих по Каме для нефтедобывающих районов республики, до Набережных Челнов прокладываются железнодорожная ветка и автодорога. В 1955 году начинается нефтедобыча в пределах Прикамья, в том числе на территории города Набережные Челны.

В 1963 году начато строительство Нижнекамской гидроэлектростанции, мощностью 1248000 киловатт, поселок для энергетиков и гидростроителей (поселок ГЭС, как его сегодня называют в народе).

В эти годы начинается строительство Камского автогиганта, о подробнее котором будет описано в разделе "Эра КАМАЗа".
В октябре 1978 года началось затопление котлована Нижнекамского гидроузла и перекрытие русла Камы; в декабре первый гидроагрегат Нижнекамской ГЭС начал вырабатывать электроэнергию.

Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат (далее КБК) самых молодых и современных предприятий бумажной промышленности России. Первая очередь комбината введена в эксплуатацию в декабре 1986 года.

Выбор места строительства КБК в г. Набережные Челны не случаен, поскольку данный регион является индустриально - насыщенным, обеспеченным всеми ресурсами (что особенно существенно для предприятия, перерабатывающего вторичное сырье).

Комбинат - экологически чистое производство, оснащеное эффективным комплексом очистных сооружений. Кроме того, предприятие имеет важное значение для сохранения леса: здесь перерабатывается ежегодно до 100 тыс. тонн макулатуры.

Каждое производство КБК оснащено современной технологией, обеспеченной оборудованием ведущих зарубежных фирм.
Для обеспечения электрической и тепловой энергией КамАЗа и города Набережные Челны Совет Министров СССР Постановлением от 7.10.1969 года № 796 принял решение о строительстве ТЭЦ КамАЗа.

Проектирование ТЭЦ было поручено Львовскому отделению института "Теплоэлектропроект". Электрическая мощность ТЭЦ была определена в 820 МВт.

Территория станции расположена на землях промкомзоны автозавода и компановочно увязана с генеральным планом промышленного узла города Набережные Челны.

Строительству городского трамвая в Набережных Челнах предшествовала серьезная дискуссия. Руководство КАМАЗа было против "засорения" городских проспектов трамвайными линиями и настаивало на развитие автобусных связей и в перспективе на троллейбус. Но огромный пассажиропоток, который рос не по дням, а по часам, и прежде всего между промплощадкой и городскими комплексами, заставил искать решение транспортной проблемы. Альтернативы трамваю не было.

8 октября 1973 г. в Набережных Челнах был пущен первый трамвай. В управлении до сих пор хранят билетик, проданный за 3 копейки первому пассажиру. Сам же легендарный вагон стоит на приколе возле здания трамвайного управления.

Генеральным проектировщиком города Набережные Челны приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР №28 от 10.03.1970 года в связи со строительством КамАЗа был назначен Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭПжилище).

Главным инженером проекта по Набережным Челнам был назначен крупнейший специалист-градостроитель Р.К. Патеев.
Непосредственное участие в проектировании города принимал директор института, архитектор с мировым именем Б.Р. Рубаненко, в честь которого сегодня названа улица в первом жилом районе города. Под его руководством был разработан первый Генплан города Набережные Челны. За его разработку и участие в создании города Рубаненко был награжден орденом Ленина.

Проектирование старой части города (поселков ГЭС, ЗЯБ и др.) осуществлял институт Татгражданпроект.
18 ноября 1982 г. появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о переименовании города Набережные Челны в город имени умершего Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Официально и не официально это было крупное событие в жизни города. Большинство жителей города сожалело по поводу того, что исчезает красивое, опоэтизированное временем и событиями название Набережные Челны.

И все-таки, несмотря на все анекдоты, что ходили в народе о престарелом и немощном Генсеке, была и своего рода гордость у "бывших" челнинцев - именно их город удостоен чести носить имя человека известного в стране и мире крупнейшими политическими и социально-экономическими деяниями второй половины XX в.

В начале 1988 г. город вновь стал Набережными Челнами.

Эра КАМАЗа

Появление автограда с полумиллионными населением на экономической карте Татарстана и "КАМАЗа" - во всех без исключения справочниках мира по автомобильной промышленности, было исторически закономерным. Другого такого автогиганта в стране действительно не могло родиться.

Существует несколько версий относительно того, как появился на карте ТАССР Камский автогигант. Официальная версия придерживается того мнения, что в период с 1967 по 1969 г.г. были проведены изыскательные работы по выбору стройплощадки будущего автомобильного гиганта по выпуску большегрузных автомобилей. "Кандидатами" были три региона : Татарская АССР, Башкирская АССР, Сибирь. Выдвижение кандидатуры города Набережные Челны сопровождается следующими аргументами. По сравнению с Сибирью выигрыш в сроки проектирования, строительства на 1 ? 2 года, экономический эффект в связи с более ранним пуском исчисляется в 3,5 ? 4 млрд. рублей. Отмечается значительный избыток рабочей силы в Татарии.

Итак, 14 августа 1969 года выходит в свет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов в городе Набережные Челны ТАССР.

Будь автозавод построен в Сибири, возможно, все было бы иначе: его могла бы постичь, например, судьба небезызвестного БАМа...
По рекомендациям ученых-экологов при сооружении КамАЗа (его строительная площадка в недавнем прошлом - это 130 тысяч гектаров колхозных и совхозных полей) не была потеряна безвозвратно. Впервые в мировой практике верхний плодородный слой почвы был собран в бурты (строители-планировщики назвали их кавальерами) и сохранен. Этот ценный чернозем позднее вывозился на поля агропромышленной зоны, овощные плантации и в оранжереи, на дачные участки многочисленных садоводческих товариществ.

Земля, которая пошла под КАМАЗ, действительно, на удивление была плодородной.
С начала строительства население в городе стало прирастать настоящими "демографическими рекордами".
И хотя жилье в городе строилось тоже рекордными темпами, отставание в его потребностях было огромным.
Решение проблемы было поистине революционным: опытом по его реализации позднее делились даже ученые - архитекторы, социологи.

Временных бараков для расселения новоселов, как это было на всех предшествующих стройках, возводить не стали. Решили создавать вагонные городки и поселки. Таких поселков "одноэтажных Челнов" было создано больше десятка: Надежда, Энтузиастов, Молодежный, Автозаводец, Энергетик, Комсомольский, Трампарк, Автовокзал и др.

Вагонные поселки ставились также для размещения студенческих стройотрядов, прибывавших на летний сезон по несколько десятков с тысячами стройотрядовцев из самых известных ВУЗов страны.

Из вагончиков создавались административные поселки.
Еще в 1979 г. в вагонных поселках проживало 26 тысяч человек. Ликвидированы они окончательно были в 1984-85 гг.
Предприятие заработало на полную мощность в декабре 1981 года, сразу же став лидером отечественного грузового автомобилестроения, но еще продолжало расти и расширяться. Через семь лет "КАМАЗ" достиг лучшего результата по итогам года и окупил затраты страны на строительство.

Сегодня открытое акционерное общество "КАМАЗ" широко известно в России и за ее пределами. ОАО "КАМАЗ" ? это крупнейший производственный комплекс города Набережные Челны, объединяющий в себе все технологические переделы современного машиностроения.

О высоком качестве автомобилей КАМАЗ свидетельствуют многократные победы команды "КАМАЗ-мастер", которая существует 15 лет. Сегодня она, по сути, является национальной командой России по внедорожным ралли-рейдам. Эта сборная команда страны, достойно представляющая Россию и Татарстан на международных гонках. В ее составе 5 обладателей Кубка мира, 8 мастеров спорта международного класса. "КАМАЗ-мастер" признана одной из сильнейших команд мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков.

О возникновении топонима Челны

Что касается названия. Еще в те времена, когда наш город был тихим, безвестным районным центром, жители выдвигали разные версии происхождения слова Челны - Чаллы. Ходили легенды о Степане Разине, который якобы приплывал сюда на своих лодках, ? челнах. Связывали этот топоним и с Ермаком, который будто бы по пути в Сибирь останавливался здесь.

Известный знаток нашего края В.Ф. Лапочкин выдвинул предположение, что слово Челны - Чаллы происходит от древнетюркского, означавшего крепость, укрепленное огороженное место (крепость здесь действительно существовала в эпоху Казанского Ханства). Но доказательств, что в древнетюркском языке действительно существовало такое слово - "Чаллы", увы, найти не удалось. Позднее и сам Лапочкин отказался от этой версии.

В 1974 году журнал "Наука и жизнь" опубликовал статью профессора А. Изотова "Набережные Челны", в которой автор выводит происхождение названия от чувашского слова "чул", что означает "камень". Еще раньше с подобной же версией выступил в журнале "Советская тюркология" профессор Казанского университета Г. Сатаров.

Населенных пунктов, в названии которых имеется топокомпонент "Чаллы" только на территории Татарии насчитывается более 20. Почти все они расположены в бассейнах рек, называющихся Чаллы. Вероятно, древние тюрки (булгары, чуваши) положили в основание слова "чаллы" значение "каменистая река", "белокаменная река". Однако в цепи доказательств булгарского происхождения Яр Чаллов не хватало главного звена ? данных булгарских источников. Но вины в этом наших историков не было: булгарские письменные источники вскоре после Октябрьского переворота в 1917 год запрещаются большевистским руководством, чтобы в последствии называть булгарский народ ? "татары", а землю булгар ? "Татарией". Наиболее конкретно об основании города Набережные Челны говорится в, древнейших из дошедших до нас, булгарских летописных сводов - "Джагфар тарихы" (История Джагфара), созданных Бахши Имамом в 1680 году. Булгарская форма Чаллы на русской почве трансформировалась в Чалны - Челны.

Лениза Мухаметзянова

Lenizo4ka@mail.ru

ДРУГИЕ ТЕКСТЫ






TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов         Фотобизнес и фотоискусство в России и СНГ - fotoinfo.ru     Рейтинг Сайтов НОВОСЕЛ.РУ

ТОП Фотосайтов     Республика Татарстан - Каталог сайтов     Tatarstan.Net - все сайты Татарстана    

        Находится в каталоге Апорт     Яндекс цитирования

        Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет