Дизайн-студия Андрея Устюжанина
www.photodreamstudio.ru
ФОТО-САЙТ АНДРЕЯ УСТЮЖАНИНА
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, ТАТАРСТАН, РОССИЯ
ENGLISH (in progress)
Деревянные головоломки и игрушки
основные разделы нашего сайта
РЕПОРТАЖ * 3D ГРАФИКА * ЖИВОПИСЬ * ART-PHOTO * ЛИТЕРАТУРА * МУЛЬТИМЕДИА
ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО СУДОМОДЕЛИСТА:
ФОТО, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НЕ ТОЛЬКО...
кARTинки
ART-Photo

01.09.2013.
Крымская кругосветка
Репортаж об автобусном туре по Крыму в галерее "Крымская кругосветка"

Другие новости.
20 762 картинок:
 




Дневник начинающего судомоделиста

20 января 2010 года.

Совершенно неожиданно увидел в одном газетном киоске первый выпуск (как оказалось - широко рекламируемого по телевидению!) очередного проекта издательства Deagostini - "Великие парусники". Всем желающим предлагалась постройка в течение (внимание!) - двух лет довольно достоверной копии одного из знаменитых парусников - галеона "Сан Джованни Батиста".

То, что на глаза попался именно первый, рекламный выпуск этого журнала с самым начальным комплектом НАСТОЯЩИХ деталей будущей модели, показалось Dreamer'у неким добрым предзнаменованием. Хотя, честно сказать, даже та, рекомендуемая для первого номера продажная цена, умноженная на 100, не производила впечатления СЛИШКОМ скромной... Но не будем о грустном!

Не смотря на то, что от места совершения счастливой (а может - роковой?) покупки до моего дома - пара сотен метров, никогда этот путь не казался таким долгим! Душу буквально распирало желание вскрыть упаковку, заглянуть внутрь и, главное, приступить к сборке!!! Видимо, давало себя знать строительство "некоторого количества" НАСТОЯЩИХ парусных яхт, о чем посетители проекта PhotoDreamStudio могут почитать на соответствующих страницах данного сайта. Здесь же я буду размещать материал, связанный с этим новым своим увлечением - судомоделизмом.

Между прочим, по пути домой в голову пришла, как выяснилось впоследствии, весьма замечательная мысль - попутно со сборкой настоящей модели парусника делать ее "виртуальную" копию - на компьютере.

...

Итак, первый набор деталей распакован, изучена НАИПОДРОБНЕЙШАЯ и проиллюстрированная великолепными цветными фотографиями инструкция по сборке...

Перед началом склейки все входящие в комплект поставки детали были тщательно измерены и отсканированы для последующего моделирования в программе трехмерной компьютерной графики 3D Max. Не знаю, как всё сложится в дальнейшем, но пока я намерен в точности воспроизвести на компьютере все детали, из которых собирается модель - включая элементы конструкции корпуса, рейки для обшивки бортов, детали парусного вооружения и т.д.

Галеон Сан Джованни Батиста   Галеон Сан Джованни Батиста

10 февраля 2010 года.

По завершении работ, предусмотренных четвертым выпуском журнала "Великие парусники", итоговая конструкция приобрела более-менее "показываемый гостям" облик - начало формироваться представление если не о внешнем виде, то, по крайней мере, - габаритах будущего корабля. Подключение к 3D Max'у известного плагина DreamScape и первые шаги по текстурированию деталей также поспособствовали выразительности отрендеренной картинки.

Галеон Сан Джованни Батиста

Все эти перипетии реального и компьютерного судостроения не остались без внимания моих подопечных в Детской художественной школе № 2, где я преподаю компьютерную графику. Желание смоделировать в 3D нечто подобное овладело некоторыми, видимо, самыми неокрепшими детскими умами! Пришлось в срочном порядке находить в Интернете более-менее внятные чертежи кораблей (не ждать же два года, пока приобретутся и отсканируются все детали "Сан Джованни Батиста"?!)

В результате на виртуальные стапели было заложено сразу несколько парусников, в частности, одна из "троицы" Христофора Колумба - каравелла "Пинта" и флагман знаменитого корсара и мореплавателя Френсиса Дрейка - галеон "Золотая Лань" (Golden Hind).

Галеон Золотая Лань   Галеон Золотая Лань

Надо отметить, что сама идея создания трехмерной модели парусника оказалась очень благодатной в методическом плане. Многообразие предметных форм корабля открывает широкие возможности в овладении различными техниками моделирования. А в сочетании с текстурированием, созданием реалистичного окружения - воды и неба, можно смело утверждать, что парусник - чуть ли не идеальный учебный проект для трехмерной компьютерной графики!

Галеон Золотая Лань   Галеон Золотая Лань

Галеон Золотая Лань   Галеон Золотая Лань

На данный момент наибольшую трудность вызвала обшивка. За сравнительно короткий срок было перепробовано несколько альтернативных вариантов, пока выбор не остановился на оптимальном, как мне кажется, с точки зрения сочетания трудоёмкости и достоверности внешнего вида: на боковой поверхности каждого шпангоута размещаются сечения "досок обшивки". Затем все сплайны, принадлежащащие одной "доске", объединяются (Attach), и на их основании строится трехмерная поверхность (модификаторы Cross Section, и затем - Surface). После назначения материалов потребуется дополнительная координатная привязка используемых текстурных карт (UVW Mapping).

Разумеется, ни одно из приведенных здесь изображений не претендует на какую-либо художественность или хотя бы завершенность. Все это - рабочий процесс, которому еще длиться и длиться...

26 февраля 2010 года.

По мере добавления деталей набора к реальной модели, постепенно назрела необходимость в комфортной организации процесса сборки. В частности, совершенно очевидно, что установку на киль шпангоутов лучше всего осуществлять на некоем подобии стапеля - т.н. рабочей подставке. С удовольствием хочу отметить, что самостоятельно придуманная мною конструкция подставки в результате оказалась практически близняшкой показанной в прилагаемом ко второму выпуску учебному фильму по сборке парусника! Мелочь, а приятно!

Попутно удалось-таки подобрать подходящие по цвету и типу лако-красочные материалы. Теперь все детали, как и описано в руководстве, перед сборкой тщательно шлифуются мелкой наждачной бумагой, тонируются морилкой разных цветов ("дуб" - для шпангоутов и "сосна" - для палуб, которые после приклеивания настила из 5-ти миллиметровых полосок тончайшего шпона покрываются на два раза художественным акриловым лаком.). Полтора месяца позади...

Галеон Сан Джованни Батиста   Галеон Сан Джованни Батиста

27 февраля 2010 года.

С большим удовольствием и даже (не буду скрывать!) некоторой гордостью публикую эту буквально вчера "испеченную" композицию на судостроительную тему. Автор - один из учеников Детской художественной школы № 2 Лушников Илья.

Между прочим, Илья пришел в наш компьютерный класс в середине января 2010 года, и до этого трехмерной графикой он вообще никогда не занимался. Вот такие ученики в нашей Художке!

Галеон Золотая Лань

28 февраля 2010 года.

Nostalgie... Не буду скрывать, что в первую очередь подвигла начать собирать модель "Сан Джованни Батиста" именно ностальгия по тем временам, когда только-только началось мое приобщение к миру парусов. И первой нашей семейной яхтой был тримаран "Аллегро" - перестроенная гребная лодка "Кефаль", оборудованная для остойчивости выдвижными балками с пенопластовыми поплавками и двумя шпринтовыми парусами.

Автор этого нау-хау - Альфер Нурович Ягудин, - уникальный человек, сочетающий в себе мудрость Монтеня и мастерство Страдивари.

Тримаран Аллегро   Альфер Нурович Ягудин

Именно с подачи Альфера я, никогда то этого не бравший в руки ничего тяжелее рейсфедера, за относительно короткий срок построил вполне комфортабельный и мореходный компромисс "Теофил Норт" по проекту, взятому из журнала "Катера и яхты".

Работали мы с Альфером тогда в одной организации. Впрочем, и до этого - тоже, в отделе главного архитектора КамАЗа, откуда практически в одно время, но по различным причинам, уволились. И вновь сошлись в Клубе юного техника КамАЗа, где Альфер сотворил интереснейшее во всех смыслах явление - Детско-юношескую судоверфь. Ну а ваш покорный слуга "под рев циркулярной пилы из соседнего кабинета" преподавал школьникам основы дизайна. И, в частности, вел тоже достаточно интересный авторский курс "макетирование из бумаги и картона", построенный в основном на изготовлении различных головоломок.

Компромисс Теофил Норт   Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа

В качестве иллюстрации скажу, что итоговой работой пяти- шести-классников после окончания второго года обучения была ДЕЙСТВУЮЩАЯ модель кубика Рубика, состоящая исключительно только из бумаги и клея! А кроме того, были масштабные макеты парусных яхт (как же без них?!), танк "Николай Островский" для музея одной челнинской школы, всевозможные декоративные композиции, шкатулки с кодовым замком и прочее. Поистине, возможности бумаги безграничны, в чем я мог убедиться еще во время учебы в Свердловском архитектурном институте.

Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа   Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа

Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа   Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа

И так судьбе было угодно, что когда через пару лет Альфер Ягудин ушел из Клуба, для меня совершенно логичным было занять его место и продолжить начатое им дело. К тому же и мои "головоломщики" как-то неожиданно подросли и вместо изготовления бумажных корабликов и шкатулочек с секретом начали всеръёз задумываться о бескрайних камских просторах...

Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа   Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа

Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа   Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа   Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа

И вот, уже на следующий год мы благополучно и с большой помпой спустили на воду наш крейсерский 6-ти метровый катамаран, все детали корпуса которого были "под ключ" изготовлены на третьем этаже жилого дома 25/12, где размещался в то время Клуб юного техника КамАЗа...

Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа

Все лето ходили в многодневные походы, штормовали, маялись от скуки в штиль, чинились "на ходу" после неожиданных поломок, купались, стучали зубами от холода в непогоду... Но это - уже совсем другая история...

Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа   Кружок Дизайна Клуб Юного Техника КамАЗа

01 марта 2010 года.

В первый день весны настроение откровенно яхтенное. В том смысле, что уже убедительно чувствуется - очередная навигация - не за горами... А потому решил порадовать (или - наоборот!) посетителей проекта PhotoDreamStudio рассказом о том, как я проектировал и строил свой тримаран "Каламбур".

Для начала - немного теории.

Каждый судостроитель знает, что при строительстве лодки используется два типа чертежей: теоретический и конструктивный. Теоретический описывает наружную геометрию корпуса. Для этого поперек лодки по всей длине через равные промежутки, называемые шпацией, проводятся воображаемые (и потому называемые теоретическими) сечения, и для всех линий корпуса на этих сечениях даются координаты - высота от т.н. Основной горизонтальной плоскости (ОП), и полуширота - расстояние от центральной Диаметральной плоскости (ДП). Все эти числа сводятся в одну Таблицу плазовых ординат, которая является основой для реального конструирования судна.

А дальше начинаетя самое интересное! Размещение реальных шпангоутов, переборок, да и вообще всех элементов конструкции судна, как правило, подчиняется различным "внешним требованиям", прежде всего - задачам обеспечения мореходности, прочности, общей планировки, компоновки основных элементов оборудования, эргономики и т.д. И поэтому возникает проблема получить точные размеры сечения корпуса не в месте, где проходит некий теоретический шпангоут, а, скажем, миллиметров 200 в корму от него.

С этой целью корабелы "всех времен и народов" пользуются так называемым плазом - чертежом судна в НАТУРАЛЬНУЮ величину, или, в крайнем случае, очень крупном масштабе. На нем сначала с помощью гибких реек и прочих приспособлений проводятся все линии теоретического чертежа, а потом снимаются по-возможности точные размеры в местах установки реальных шпангоутов. Если Вы собрались построить, скажем, 9-ти метровую крейсерскую яхту, а для проектирования располагаете пусть даже полностью, скрипя сердцем, освобожденной для Вас домочадцами "залой" обычной панельной многоэтажки - то этот способ просто создан для Вас! Шютка.

Ну а автор этик строк, еще бывший тогда не Dreamer'ом, а самым простым советским Мечтателем, поскольку даже понятия не имел про Интернет, да и про компьютеры знал только то, что они "очень большие", пошел, как завещал ОСНОВОПОЛОЖНИК, другим путём. Покопался в литературе, реанимировал полученное когда-то (говорят, одно из лучших в Союзе) неслабое математическое образование (довелось в свое время немного поучиться в одном НЕПРОСТОМ военном училище...), и в результате явил миру и даже опубликовал в упомянутом ранее журнале "Катера и Яхты" метод проектирования корпусов малых судов, основанный на интерполяционном многочлене Лагранжа. (В зале - пятиминутная немая пауза. Все встают...)

Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур

Не стану утомлять читателя скучными деталями. Отмечу лишь то, что плавность всех линий, без локальных прогибов (а для ходовых качеств судна это - одно из основных требований), контролируется в моем методе с помощью исследования производных. Кроме того, метод позволяет вычислять изменения размеров шпангоута с учетом толщины материала, из которого он будет изготовлен, то есть сразу же заложить в проект т.н. малку. Реализовал я этот метод на обычном калькуляторе. Кстати, мнение редакции журнала свелось к тому, что несмотря на новизну и оригинальность, практическое применение его затруднено из-за большой трудоемкости расчетов. Ирония судьбы в том, что пока готовилась публикация, я совершенно неожиданно приобрел популярный тогда программируемый калькулятор и, благодаря ему полный расчет корпуса судна с любой разумной шпацией стал занимать всего лишь несколько часов! Но это было уже ПОТОМ... А не надо свое время опережать, вот!

Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур   Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур

Буквально через пару недель после публикации упомянутой статьи ко мне обратился один наш челнинскй судостроитель-любитель, и я с большим удовольствием и даже за некий ГОНОРАР просчитал для него корпус стальной яхты. При этом заказчик захотел внести в изначальный проект изменения, в частности существенно уменьшить габаритные размеры судна. Как показала практика, интерполяционый многочлен Лагранжа оказался на высоте. Впрочем, на то он и многочлен!

А уже гораздо позже, когда я как-то совершенно непредсказуемо вдруг стал заниматься компьютерной графикой и купил домой казавшийся тогда неимоверно крутым 486-й Pentium, перевел свои формулы на Excel. Вот бы мне эту штуку на три-четыре года раньше! Работал бы щас, глядишь, в какой-нибудь голландской судостроительной компании... Эх, жись...

Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур   Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур

Для всех желающих выкладываю Excel-евские файлы проекта своего "Каламбура" - отдельно для корпуса и поплавков. Понятно, что таблицы разработаны для конкретно-моего корабля, то есть для корпуса с одной скулой, но желающие могут легко переделать их под свои нужды. Если будут трудности, пишите: trimaran@mail.ru. Постараюсь помочь. Надеюсь, не все еще позабыл в своем методе!

Но, как было сказано, все это произошло гораздо позже. Потому что не дожидаясь, когда цена на персональные компьютеры станет хоть чуть-чуть менее запредельной, я засел за калькулятор, и за один осенне-весенний период спроектировал и даже собрал прямо в квартире все шпангоуты для своего 11-метрового тримарана! Вот соседи-то, наверное, были счастливы, когда я увез весь заготовленный набор на лодочную станцию!

Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур   Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур

За первое лето под открытым небом был собран главный корпус, а уже на следующий год наш "Каламбур" вышел в первое плавание!

Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур

Суммарный возраст всей нашей судостроительной компании едва ли превышал 50 лет. Каждый "сборщик" хорошо известен посетителям сайта PhotoDreamStudio. Кроме, разумеется, руководителя проекта, основное участие в строительстве яхты приняли: Белоусов Александр, его сын Белоусов Антон, а также Устюжанин Егор и, самая младшая, но, тем не менее, помогала весьма ощутимо (вставляла шурупы в просверленные гнезда) Устюжанина Ольга.

Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур   Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур

Все, кто видел нашу "команду профессионалов", в один голос твердили мне: эта затея обречена на провал, потому что "с детским садом яхты не строят!". На что я отвечал - "я строю яхту для семьи, и поэтому буду делать это - с семьей. Важен ведь сам процесс, то что мы делаем это ВМЕСТЕ." Кто оказался прав - судите сами!

Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур   Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур

И в заключение этого, тоже оказавшегося в некотором роде ностальгическим, блока, публикую несколько компьютерных картинок, чтобы дать представление о том, что-же всё-таки мы "строили-строили, и наконец - построили!"

Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур   Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур

Последнее из представленных здесь изображений принадлежит уже "новому" времени - на днях на занятиях в Художке изучали с детьми DreamScape, со всеми вытекающими...

Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур   Проектирование и строительство парусного тримарана Каламбур

Ну, а тому, кого не впечатляют компьютерно-виртуальные картинки, я предлагаю посетить галерею нашего сайта, посвященную РЕАЛЬНЫМ походам по Нижнекамскому водохранилищу на нашей РЕАЛЬНОЙ яхте!

... Несколько раз ко мне обращались с просьбой поделиться чертежами проекта "Каламбура". В надежде, что для кого-то эта тема и сейчас актуальна, публикую показанную здесь 3d Max'овскую модель своей яхты. Все элементы конструкции и, прежде всего, шпангоуты, выполнены в натуральную величину, поэтому хоть сейчас их можно распечатать на плоттере, выпилить из фанеры и устанавливать на стапель...
Удачи! До встречи на Каме!

08 марта 2010 года.

Прежде всего, поздравляю всех посетительниц проекта PhotoDreamStudio с праздником 8-е Марта! В этот весенний день желаю счастья, красоты, и всего самого лучшего!

С праздником 8-е Марта

В ожидании 7-го выпуска судомодельные работы в основном шли в виртуальном пространстве. В догонку настоящей, была изготовлена рабочая подставка, а также продолжено текстурирование палубы.

Галеон Сан Джованни Батиста   Галеон Сан Джованни Батиста

После ряда попыток, сочтенных на форуме, посвященном сборке этой модели, профессионалами-судомоделистами несколько неудачными, был разработан воплощен в 3D окончательный (будем надеяться!) вариант палубного настила.

Галеон Сан Джованни Батиста   Галеон Сан Джованни Батиста

Галеон Сан Джованни Батиста   Галеон Сан Джованни Батиста

Палубные работы совпали с посещением нашей верфи комиссией из Министерства виртуального судостроения. Походили, полазили везде...

Галеон Сан Джованни Батиста   Галеон Сан Джованни Батиста

Краткие итоги проверки:
1. Масштабы сооружения впечатляют.
2. Нарушений техники безопасности не выявлено. Почти.

После обсуждения представленных картинок на упомянутом форуме, были внесены масштабные коррективы в создаваемую модель. Главной отправной точкой послужило то, что, как стало известно из осведомленных кругов, модель нашего парусника изготавливается в масштабе 1:50 по отношению к настоящему кораблю.

На предлагаемых ниже изображениях Человек в Жёлтой Каске и сама стройка на фоне современного многоэтажного здания изображены в более-менее близких к реальности относительных размерах.

Галеон Сан Джованни Батиста   Галеон Сан Джованни Батиста

А при сборке настоящей модели начали появляться первые проблемы. С большим удивлением и огорчением я обнаружил серъёзные расхождения в размерах очередной партии шпангоутов, в частности, сильно "пляшут" уровни подпалубных бимсов. Не смотря на неоднократные заверения Издателя, дальнейшие судомодельные работы будут производиться при самом активном использовании напильников, ножовок и прочего столярно-плотницкого инструмента. И это - при условии, что все поставляемые детали проектируются на компьютере и режутся лазером! Высокие технлогии, блин...

Галеон Сан Джованни Батиста

Работы, предусмотренные 7-м выпуском, завершились поздно ночью. При свете догорающих костров состоялось традиционное фотографирование "на память".

Галеон Сан Джованни Батиста   Галеон Сан Джованни Батиста

Не стал выделяться финальной картинкой и виртуальный строитель...

Галеон Сан Джованни Батиста

Ждем 8-го выпуска!

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19





TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов         Фотобизнес и фотоискусство в России и СНГ - fotoinfo.ru     Рейтинг Сайтов НОВОСЕЛ.РУ

ТОП Фотосайтов     Республика Татарстан - Каталог сайтов     Tatarstan.Net - все сайты Татарстана    

        Находится в каталоге Апорт     Яндекс цитирования

        Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет